Інше

СВЯЩЕННИК ИЗ КАМЕНСКОГО: “БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ ПРОПОВЕДЕЙ О БРАТОУБИЙСТВЕННОЙ ВОЙНЕ И “УКРОПАХ”

Впервые за 26 лет независимости Украина как никогда близка к созданию собственной единой автокефальной поместной церкви. Обращение президента к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии православной церкви в Украине поддержали нардепы. Почему это важно и что может измениться для священников и прихожан, «Городу» рассказал глава Духовного совета Каменского, настоятель Казацкой церкви Святой Покровы УПЦ Киевского патриархата иеромонах отец Феодосий (Алисов), пишет сайт “5692” https://www.5692.com.ua/news/2065117.

Зачем украинцам автокефалия

– Что означает термин «поместная церковь» в православии?

– Это принцип независимого государства с центром в Киеве. Церковь всегда была с народом и поэтому важно, чтобы в государстве она была своей и помогала своему народу. Ведь логично, когда, например, в Польше столица и духовный центр находится в Варшаве, в Беларуси – в Минске, в Германии – в Берлине. Так же и у нас, центр украинской церкви должен быть в Киеве, как окончательная точка подчинения. А сейчас ситуация разветвлена. Есть Украинская Православная Церковь Московского патриархата (далее – МП), которая верно должна называться экзархатом (наместничество за пределами митрополии, – прим. ред.) Российской Православной Церкви в Украине, потому как патриарх находится в Москве. И есть Украинская Православная Церковь Киевского патриархата (далее КП), патриарх которой – в Киеве. И, разумеется, если глава церкви находится в Москве, то стараться он будет для своего государства: освящать танки, грады, ракетные комплексы «Сатана», из которых потом стреляют по украинцам. А поместная церковь – это именно та, которая, в первую очередь, будет помогать украинскому народу.

– Как считаете, почему в Украине 26 лет независимости так и не удалось создать свою единую церковь?

– В позапрошлом году у нашего патриарха Филарета спросили: когда в Украине будет поместная церковь? Тогда он ответил: «Господь создаст такие условия, что Вселенский патриарх будет вынужден дать автокефалию украинской церкви». Так и случилось. Стоит отметить, что этот вопрос поднимался с 1991 года. Все президенты, кроме одного – «легитимного» – говорили об автокефалии. Вопрос был другой: насколько это актуально. А сейчас, когда у нас отняли Крым, когда мы теряем Донбасс, Патриарх Варфоломей видит, что автокефалия нам нужна. Независимость нам досталась на блюдечке. Поэтому мы не относились ни к ней, ни к своему государству как к чему-то святому. Сейчас же все по-другому и поэтому вопрос единой украинской церкви стал острым.

– Почему создание единой украинской поместной православной церкви важно?

– Это объединение даст нам больше возможностей и сил помогать своему государству. И, в первую очередь, это благотворно отразится на том, чтобы окончить войну. Больше не будет никаких проповедей, в которых рассказывают о братоубийственной войне, «укропах», «бандерах» и прочее. Будет говориться правда.

– Такие проповеди действительно были?

– Нельзя судить весь Московский патриархат по некоторым экземплярам. Однако церковь, так или иначе, играет весомую роль в политике государства. Есть люди, которые ходят в церковь и им каждый день вкладывают в уши «геббельс-проповедь», что нужно свергать власть, что украинцев не существует, что на украинском языке молиться нельзя – это площадная речь. Некоторые, например, позиционируют себя как украинская церковь, а в Верховной Раде, когда вспоминают об усопших на нынешней войне, не встают со своих мест. Некоторые говорят, что так и надо украинцам за Голодомор. Такого больше не будет. Будет единое верное понятие: если ты украинская церковь, то ты за украинский народ.

Раскол или объединение

– Не повлечет ли автокефалия раскола среди народа Украины?

– Вспомните Иерусалим, в котором иудеи жили по старому завету, одним объединенным народом. Но пришел Христос и сказал: было око за око, а будет – прощайте и вам простят. Вроде бы он ничего плохого не сказал, но возникло разъединение. И у нас возникнет. Так не забывайте, кто у нас Господь. Если считаете, что такие поступки неправильные – живите по старому завету. По-сути Христос создал революцию и переворот. За это Его и распяли.

– Пресс-секретарь УПЦ МП Николай Данилевич заявил, что автокефалия «не принесет гражданского спокойствия, будут конфликты, будут проблемы не только на западе Украины, а по всей Украине».

– Есть случаи, когда прихожанам Киевского патриархата батюшка из МП говорит: «Вы что, они же раскольники, куда вы ходите»! Это ли не раскол общества? Если в МП считают, что людей нужно вразумлять и любить, то почему тогда не радуется Российская Православная Церковь от того, что в Украине будет своя независимая церковь? Они не рады за собрата? Это обычный человеческий фактор: боятся потерять власть. Почему у нас произошел конфликт на Донбассе? Людям на проповедях говорили, что их ущемляют, что так не должно быть. По ТВ показывали батюшку, который говорил прихожанам, что наша власть не от Бога, а от сатаны, а вот Янукович был от Бога. Выходит, что у нас Николай ІІ от Бога, Сталин – от Бога, а Порошенко – от лукавого.

Что изменится

– Если Вселенский Патриарх Варфоломей даст «добро», что измениться для православных верующих в Украине и, в частности, в Каменском?

– Все очень просто. Например, когда в 2017 году мы собрались почтить память жертв Голодомора и когда я читал молитву, то видел недовольство верующих МП: они даже не перекрестились во время молитвы. Но когда читал молитву батюшка МП, они готовы были стать на колени. Так вот, что будет, когда нам будет дарован томос: все будут на одинаковых правах. Будет еще больше духовного общения, не будет скрытой и явной вражды между священниками и приходами, а будет объединение. Все станут верующими одной украинской церкви. Никто не будет заставлять священника МП переходить в автокефальную церковь. Но, вместе с тем, я лично поучаствую в том, чтобы возле каждого храма, который принадлежал Украинской Православной Церкви МП и не захотел присоединиться к поместной законной украинской церкви, висела табличка «Экзархат Российской Православной Церкви в Украине». Вот и думайте, либо вам родно ваше государство, украинская церковь и близок народ Украины, либо вам выгоднее Москва, которая даст больше денег. Либо вы останетесь как РПЦ, либо вы будете достойными украинскими священниками. Думайте сами. Хочешь ходить в российскую церковь, в этом нет ничего плохого – ходи. Но это не будет называться украинской церковью.

– А что будет с храмами и землей, на которой сейчас находятся храмы Московского патриархата?

– Если священник вместе с приходом или архиерей с епархией захочет присоединиться к автокефальной церкви, он сможет это сделать и останется, по сути, на тех же правах, на которых и сейчас. Если он не захочет, его заставлять никто не будет. Здание церкви, земли, имущество и сан у него никто отбирать не будет. Но он должен будет называться священником или архиереем экзархата РПЦ в Украине. И мы сразу увидим, кто у нас украинский священник и ведет наш народ к спасению, а кто у нас молится за чужой народ, сразу станет понятно, кто с нами, а кто против нас. Никто ни в коем случае не будет ущемлять ни священников, ни прихожан. Но у всех будет выбор.